Религиозная социология по-украински: кому выгодно и стоит ли верить

Очередной социологический срез на религиозную тематику поставил ряд вопросов не только перед Украинской Православной Церковью, но и перед другими конфессиями, существующими в Украине. Опубликованные «Центром социологических исследований Разумкова» данные в этот раз, кажется, «переплюнули» все предыдущие попытки создать религиозную карту Украины. 

Прежде чем перейти к непосредственному анализу результатов, опубликованных «Центром Разумкова» за 2019 год, стоит отметить, что предыдущие несколько лет различные социологические организации неоднократно проделывали  этот «фокус». В каждом из соцопросов горе-социологи пытались завысить рейтинговые показатели отдельно взятых религиозных организаций, которые были «в фаворе» у бывших властей. При этом, конфессии, реальные показатели которых были невыгодны для публикации, оказывались в неприглядном свете, становясь, таким образом, заложниками недобросовестной социологии.

Интересно, что на этот раз результаты социологического исследования «Центра Разумкова» имеют ярко выраженный заказной характер, что мы сейчас попробуем аргументировано обосновать. 


«МП», «РФ» и прочие «агрессии» 

Начнём, конечно же, с того, как специалисты «Центра Разумкова» манипулируют сознанием общества. Уже в преамбуле годового отчёта социологического исследования имеет место ярко выраженная предвзятость в отношении к одной из наибольших религиозных организаций страны – Украинской Православной Церкви. Прежде всего, это аббревиатура, которую используют социологи. За 28 лет существования Украинской Православной Церкви «Центр Разумкова» так и не смог разобраться в том, что такой конфессии, как «УПЦ МП» в Украине не существует! 

Всеми государственными органами упомянутая Церковь зарегистрирована именно как «Украинская Православная Церковь» без любых добавлений и приставок. И даже попытки прошлой власти переименовать УПЦ в «РПЦвУ» или во что-то там еще, несмотря на полный контроль над административным ресурсом, увенчались провалом, поскольку для этого не было никаких юридических и даже фактических оснований. Несмотря на это, в «Центре Разумкова»  упорно продолжают писать «УПЦ МП», используя эту некорректную аббревиатуру в своих опросах, если такие вообще имели место быть.

Почему этот вопрос принципиален? Дело в том, что постоянное навязывание пресловутой приставки «МП», является ничем иным, как желанием доказать всем вокруг, что «жираф, на самом деле, - страус». То есть, ассоциируя Украинскую Православную Церковь с «МП», социологи вкладывают приблизительно следующий смысл: «УПЦ МП – Церковь агрессора, плоть от плоти Российской Федерации, 5-я колонна» и тому подобное. 

Даже в начале опубликованного документа «Центр Разумкова» нарочито подчеркивает: «Ощутимые изменения произошли в аспекте церковно-конфессионального самоопределения граждан, которые относят себя к православию. Очевидно, эти изменения связаны с тем, что УПЦ, пребывая в единении с Московским патриархатом, не осудила российскую агрессию, не признала РФ государством-агрессором, и не отмежевалась от позиции Московского патриархата»

Скажите, пожалуйста, почему Церковь, которая не является политическим институтом, должна давать политические оценки тем или иным событиям соответствующего характера? Кроме того, разве все конфессии в Украине делали заявления, в отсутствии которых «Центр Разумкова» обвинил УПЦ? Признали ли Россию «страной-агрессором», например, Свидетели Иеговы? А что насчёт Римско-Католической Церкви? А баптисты? А может это сделали мусульмане? Если этого не сделали вышеперечисленные религиозные организации, тогда почему это должны были делать представители УПЦ? Разве Церковь не должна быть аполитичной?

Более того, если следовать логике представителей «Центра Разумкова», то абсолютное большинство религиозных конфессий Украины можно обвинить в пособничестве, например, оккупации Крыма. Ведь даже пресловутая «ПЦУ» перерегистрировалась в соответствии с российским законодательством, а глава Крымской епархии «ПЦУ» Климент Кущ принял российское гражданство. Что же теперь? Почему к этим, и многим другим конфессиям, в «Центре Разумкова» нет никаких претензий, а к УПЦ – есть? 

Не так давно, по тому же принципу, членов Украинской Православной Церкви обвинили в том, что они ездят в паломнические поездки в Россию. Но позвольте, почему же тогда не звучат аналогичные обвинения в адрес УГКЦ, представители которой буквально месяц назад посетили некую пастырскую конференцию аж в Новосибирске. То же касается упомянутого выше представителя «ПЦУ» Климента Куща, который регулярно ездит в Крым, в то время как в адрес УПЦ неоднократно звучали претензии по поводу того, что представители последней должны солидаризироваться с материком и уехать с полуострова.

Учитывая тот факт, что «Центр Разумкова» уже не впервые проводит исследования подобного характера, уверен, что специалисты этой организации прекрасно понимают, что деятельность Церкви не может ограничиваться теми или иными политическими и даже историческими обстоятельствами. Поэтому, претензии к УПЦ по поводу того, что Её представители не признали РФ государством-агрессором, или любые другие обвинения подобного рода, являются избирательными, манипулятивными и абсолютно беспочвенными. Церковь этого делать не должна и не обязана!


Церковная арифметика

В опросе «Центра Разумкова» за 2019 год есть много различных вопросов, ответам на которые нельзя не удивиться. Прежде всего, потому, что эти ответы, абсолютно далеки от реальности, особенно когда дело касается сравнительного анализа УПЦ и «ПЦУ». 

"Вот, к примеру, ответы на вопрос «К какой именно православной Церкви Вы себя относите?» (из всех опрошенных)". В соответствии с полученной информацией, «Центр Разумкова» пришел к выводу, что к "ПЦУ" себя относят – 13,2% населения, к УПЦ – 10,6%, а к "УПЦ КП" – 7,7%. Кроме того, есть наиболее многочисленная группа неких «Просто православных», к которым себя относят 30,3%.

Чтобы доказать несостоятельность таких данных, возьмём для сопоставления две наибольшие конфессии православного исповедания – УПЦ и «ПЦУ». Будет не совсем корректно рассматривать эти две единицы в парадигме уличной социологии, поскольку совсем не обязательно, что на улице социолог встретит действительно практикующего православного. Кроме того, если опросы действительно проводились, тогда необходимо указывать их географию, вплоть до конкретного места нахождения социолога. Другими словами, если бы социологи размещались исключительно под храмами УПЦ, соответственным было бы и процентное соотношение, и наоборот. Если же социологи проводили опрос, к примеру, на городском рынке, или площади в центре города, тогда вообще был бы риск обозначить число реально практикующих церковных людей, и так далее. 

Наиболее точным был бы подсчёт сторонников УПЦ и «ПЦУ», если бы социология учитывала количество фактических приходов этих конфессий. У УПЦ заявлены 12500 приходов, у «ПЦУ» – 7000, вместе – 19500, которые составят 100%. Учитывая то, что за каждым приходом числятся прихожане, посчитаем за каждым из них, к примеру, по 100 человек. Вместе у УПЦ и «ПЦУ» – 1950000 человек, что так же составляет 100%. Теперь разделим имеющиеся у нас данные в процентном соотношении, и вот, что получается: УПЦ 64,1% приходов, а у ПЦУ – 35,9%. Из этого следует, что: у УПЦ – 1249950 сторонников, а у ПЦУ – 700050. 

Конечно же, эти подсчёты очень приблизительные, поскольку количество прихожан в разных населенных пунктах варьируется в зависимости от населения и частоты посещаемости Богослужений. Последний пункт, кстати, весьма забавно описан в статистике «Центра Разумкова». На вопрос «Как часто Вы посещаете религиозные службы, собрания, служения» в группе «больше раза в неделю» последовали следующие ответы. Среди сторонников «ПЦУ», которые посещают богослужения больше раза в неделю, набралось 3,6%, таких же в УПЦ – 2,6%, а в УГКЦ вообще – 8,7%. Честно говоря, никогда не исследовал этот вопрос касательно УГКЦ, но если говорить об УПЦ и «ПЦУ», то здесь всем очевидно, что предложенная «Центром Разумкова» статистика «притянута за уши». Чтобы в этом убедиться,  достаточно пересмотреть фотоотчёты епархиальных пресс-служб УПЦ и «ПЦУ». Для того же, чтобы окончательно развеять эту псевдосоциологию, нужно просто пройтись по храмам УПЦ и "ПЦУ" в будние дни. Это уже не говоря о днях воскресных.

Отдельно стоит обратить внимание на группу, под названием «просто православные», которые в опросах «Центра Разумкова» набрали целых 30,3%. Кем могут быть эти люди? Естественно, нельзя исключать, что в эту группу можно отнести тех, кто на вопросы о конфессиональной принадлежности, отвечают «Бог один» или что-то в этом роде. Но есть мнение, что в эти 30,3% социологи попробовали спрятать сторонников УПЦ, территориально проживающих в восточных и южных регионах страны, и не мыслящих себя в составе других конфессий православного толка. Кажется, если бы опрос был уточнённым, тогда «просто православные» превратились бы во вполне реальных верующих УПЦ.


Немного об авторитетах

Особое внимание, в опубликованной «Центром Разумкова» статистике, привлекает вопрос о религиозных авторитетах украинцев. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Доверяете ли Вы ниже приведенным иерархам церквей?». Ответы, откровенно говоря, поразили. Так вот, из 100% опрошенных, главе "ПЦУ" доверяют – 38,7%, Предстоятелю УПЦ – 32,4%, и, внимание, Папе Римскому Франциску – 41,5%. Покажите мне этих 41,5%, доверяющих Папе Римскому! Вы что, делали опрос где-то в кафедральном римско-католическом костёле Ивано-Франковска?

Это что за статистика такая? Это в стране с наибольшим количеством православных христиан в западной Европе?  Кстати, из всех представленных «авторитетов», Папе Римскому доверяют вообще больше всех! Даже больше, чем патриарху Варфоломею! Откуда такие цифры? Вам самим не смешно?
Что еще более забавно – согласно этим же данным, главе «ПЦУ» доверяют 29,1% прихожан УПЦ. Учитывая особенности насаждения «ПЦУ» в западных регионах Украины, когда храмы УПЦ захватывались сторонниками Епифания силой, весьма сложно поверить, что кто-то в УПЦ вообще может доверять этому человеку. Но, допустим, даже если бы это было так, тогда в Украине действительно произошел бы значительный добровольный переход общин от УПЦ к «ПЦУ». Однако, согласно имеющимся данным, добровольно из УПЦ в «ПЦУ» перешли только несколько десятков общин, остальные были рейдерски захвачены.


Кого еще «понизили» в количестве

И еще один аргумент в пользу предположения о том, что результаты опроса «Центра Разумкова» носят заказной характер. Если с одним из заказчиков мы разобрались и, в традиционно православном сегменте таковым выступила «ПЦУ», то западно-христианская группа подана более завуалировано. Условно разделим эту категорию на католиков и протестантов. Согласно полученным «Центром Разумкова» данным, общий процент католиков в стране составляет – 11,1%, включая сторонников РКЦ и УГКЦ. Что же касается протестантов, то к ним социологи отнесли только 1,8%.

По имеющимся в открытых источниках данным перед нами раскрывается следующая информация. Католики в Украине представлены в количестве приблизительно 4674 приходов. Из них у УГКЦ – 3765, а у РКЦ – 909. Что же касается всех протестантских деноминаций, то их количество в приходском эквиваленте составляет — 10614 приходов. Если для приблизительного подсчёта количества сторонников воспользоваться приведённой выше формулой, использованной на православных, тогда закономерно возникнет тот же вопрос – откуда такие цифры? Люди ведь не слепые! Многие прекрасно видят, как стремительно развивается протестантизм в Украине, как увеличивается количество молитвенных домов и тех, кто их посещает. Но, учитывая поданные «Центром Разумкова» данные, ответ на вопрос «Кто заказал протестантов?» напрашивается сам собой.


Кому верить?

После публикации исследований «Центра Разумкова», представители «ПЦУ» начали разгонять еще один интересный «процент». Социологи утверждают, что 78,8% прихожан УПЦ солидарны с тем, что в Украине существует полная свобода совести и равноправие среди конфессий. Отдельные лоббисты «ПЦУ» стали заявлять о том, что УПЦ искусственно создаёт себе имидж «гонимой Церкви». Но самое интересное в том, что 43,2% сторонников УПЦ согласны с мнением, что «свобода совести и равенство декларируется, но не осуществляется». Скольким же процентам верующих УПЦ задавались эти вопросы? 122-м? Что за математика такая? И это не говоря о том, что в УПЦ априори не может быть настолько высоким процент уверенных в том, что в сфере соблюдения прав и свобод верующих в Украине все так распрекрасно.

Вышеизложенные аргументы приводят к грустному выводу – в Украине нет честной социологии. Любой социологический срез можно заказать, проплатить, купить и продать. Примечательно, что ситуация повторяется из года в год, так и не становясь лучше. Кому нужна такая социология? Кому нужна продажная статистика? Как теперь верить организациям, которые были призваны к тому, чтобы давать объективные данные о той или иной общественной отрасли в стране? Кому вообще верить?

Если этот вопрос является для вас действительно принципиальным, - верьте своим глазам. Проверяйте. Разбирайтесь. Ищите. Сравнивайте. Сопоставляйте. Только в таком случае вы сможете увидеть реальную картину происходящего в стране, и не только в религиозном пространстве, но и в других сферах нашей жизни.

Михаил Шевченко

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Встреча патриарха Варфоломея и главы УГКЦ в Риме предоставляет РПЦ хороший шанс для переформатирования ситуации вокруг проекта ПЦУ в свою пользу

Об особенностях "епископских посвящений" отдельной части "ПЦУ"