«Ревнители» VS «модернисты»: промежуточные итоги пасхального карантина
Основная часть карантина позади, пора подвести промежуточные итоги о действиях Церкви в условиях эпидемии.
Первое, что нужно отметить, что подобная ситуация для Церкви новая, по крайней мере за последние десятилетия ничего похожего не происходило. И для государства и для общества, и для Церкви, как его части, эпидемия (или ее угроза) оказалась неожиданным вызовом и не оставила много времени для подготовки решений.
Тем не менее, РПЦ и УПЦ были одними из первых в православном мире, кто сделал заявления о необходимости придерживаться предписаний органов здравоохранения и соблюдать все необходимые санитарно-профилактические меры. В РПЦ такое заявление прозвучало еще 11 марта, в УПЦ – 13 марта.
18 марта Синод УПЦ принял решение следовать предписаниям властей об ограничении количества присутствующих на богослужении (внутри храмов) до 10 человек.
Впоследствии священноначалие УПЦ неоднократно призывало следовать предписаниям властей, «не восставать против» карантина, «быть дисциплинированными», не заниматься «ложным геройством» и т.д. (Об антицерковных фейках мы скажем позже).
С другой стороны, УПЦ не стала запрещать участвовать в богослужениях на прихрамовой территории тем верующим, которые все-таки решил придти на праздники, при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм, установленных органами здравоохранения.
По болгарскому сценарию
Подчеркнем, так поступила не только УПЦ, но и Болгарская Церковь и Грузинская Церковь.
То есть, как минимум, такой сценарий не был чем-то из ряда вон выходящим и вполне вписывался в логику карантина.
Мотивация такого решения – комплексная. В Болгарии подобный шаг объяснили необходимостью дать верующим хоть какое-то утешение в условиях, когда огромное количество людей пребывает в состоянии отчаяния и депрессии. Премьер-министр Болгарии заявил, что даже в случае, если бы штаб по борьбе с эпидемией рекомендовал закрыть храмы, он не стал бы это делать. В Грузии священноначалие прямо назвало закрытие храмов «преступлением против Бога», а богослужения – необходимой частью жизни народа.
Если посмотреть на остальные Поместные Церкви, то для некоторых из них государство не оставило какого-то выбора вообще. Поэтому в каком-то смысле им не пришлось делать выбор между карантином и религиозными потребностями верующих. Но есть все основания считать, что они поступили бы по «болгарскому сценарию», будь у них такая возможность (учитывая возмущенные заявления греческих иерархов, которые посчитали меры греческого правительства чересчур жесткими).
Также отметим, что в Болгарии обязанность следить за соблюдением санитарных норм была возложена не на духовенство, а на правоохранительные органы. И это абсолютно логично. Именно полиция должна была модерировать ситуацию возле храмов, избегая как агрессии, так и простого пассивного наблюдения. На наш взгляд, это полностью исключило бы какие-либо нарушения.
Церковь под ударом фейкометов
Пожалуй, ни в одной православной стране мира нет такой токсичной среды для канонической Церкви, как в Украине. Кроме традиционного оппонента УПЦ в лице «ПЦУ», источником нападок выступили разного калибра «порохоботы», в том числе и те, кто сейчас находится при власти. Плюс нужно отметить, что в информационную волну «черного пиара» были вовлечены и российские церковные либералы вроде Андрея Кураева , Сергея Чапнина, а также ряда телеграм-каналов. По большому счету они стали частью медиа-пула, поддерживающего «ПЦУ», и регулярно ретранслируют их месседжи.
Пользуясь периодом эмоциональной нестабильности и впечатлительности людей в период карантина эти каналы развернули настоящую травлю Церкви, используя все возможные грязные приемы «черного пиара».
В первую очередь речь идет о распространении фейков. В том числе и со стороны Кураева и Чапнина.
Главными объектами фейков стали прежде всего Лавры УПЦ. Среди такого рода «грязной информации» можно отметить фейк о заражении молдавских паломников в Почаевской Лавре, одним из главных разгонщиков которого выступил Кураев. Телеграм-канал «Правблог» опроверг этот фейк, но такие люди, как Кураев, как показывает практика, крайне редко извиняются и не признают свои ошибки.
Впрочем, главным источником нападок на Церковь стал фейк о том, что наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел якобы призывал нарушать карантин. Он действительно выступил с призывом приходить в храмы, но это был еще 13 марта (а сам ролик возможно был записан еще раньше, когда карантина и в помине не было), а в Украине было зафиксировано всего несколько заболевших коронавирусом. На тот момент во всем православном мире ни одна Поместная Православная Церковь еще не отреагировала на угрозу эпидемии. Однако это не помешало СМИ с низкой социальной ответственностью использовать этот видеоролик в качестве доказательства «диверсионной деятельности» УПЦ.
Впоследствии СМИ, враждебно настроенные к УПЦ, пытались обвинить ее в том, что братия Киево-Печерского монастыря заразилась коронавирусом именно по причине несоблюдения карантина, хотя доказательств этому никаких нет. Строго говоря, источником заражения могло быть что и кто угодно. И случиться это могло независимо от того, насколько жесткими были меры карантина (например, в Коптской Церкви, несмотря на то, что она полностью закрыла храмы, все равно заболели несколько священнослужителей). К слову, Киево-Печерская Лавра ушла на карантин сразу же после обнаружения заболевших – 5 апреля.
Однако пропаганда свое дело сделала и в головы людей с интенсивностью отбойного молотка впечатали заголовки типа «коронавирус в Почаеве», «наплевали на карантин», «инфекционная бомба» и т.д.
И вот такое использование фейков и манипуляций, на наш взгляд, обесценивает всю критику в адрес Церкви со стороны либеральных (можно сказать жестче – либерал-фашистских) сил. Даже если какие-то отдельные их тезисы являются правильными и логичными.
Социальная психология или нарушения карантина не зависят от религиозной принадлежности
На наш взгляд, феномен «ковид-диссидентства» в равной мере относится ко всем социальным группам. В этом мы могли убедиться на примере заробитчан, которые отказывались проходить режим обсервации. В этом нет ничего удивительного. У каждого человека в определенных условиях срабатывает защитный механизм и возникает желание не подчиниться внешним запретам. И это не зависит от социальной, профессиональной или религиозной принадлежности. Это не проявление какого-то «фундаментализма», это общая черта человеческой психологии.
Действительно, на Пасху (и в период карантина вообще) были отдельные случаи нарушения карантинных норм, однако они были единичными. Кроме этого, нарушали все конфессии, и УГКЦ и «ПЦУ» в том числе. Однако ни одна из упомянутых конфессий не получила столько порций ненависти как УПЦ.
В итоге, главный санитарный врач Украины вынужден был признать, что никакой «вспышки» заболевания COVID-19 после празднования верующими Пасхи не произошло. Но осадок, как говорится, остался. И не только осадок, но и пепел сожженных храмов и монастырских построек, оставшийся после поджогов, совершенных под действием антицерковной пропаганды.
Борьба с «ковид-диссидентами» как предлог для разрушения традиций
Те, кто обвиняет во всех бедах «ревнителей», «магических фундаменталистов» и т.д. мешают в кучу совершенно разные группы людей.
Действительно, есть относительно небольшая группа верующих, которые не признают опасность распространения коронавируса вообще и считают допустимым нарушать ограничительные нормы во имя веры. С этой группой нужно проводить разъяснительную работу, но без агрессии и без обвинений в духе «вы все предатели и иуды».
Однако, кроме этой группы есть те, кто, принимая необходимость карантина, желает сохранить литургическую жизнь в том или ином виде, если это возможно. И как показали примеры Болгарии и Грузии – да, это возможно. Эта группа центристов, которые с одной стороны опираются на здравый смысл, а с другой – пытаются сохранить традиционное благочестие, без каких-то революций справа или слева. Без демонстративного нарушения карантина и без создания т.н. «онлайн-Церкви», введения «духовного причастия», исповеди по Скайпу и т.д.
К сожалению, есть и противоположная крайность в отношении «ковид-диссидентов» – абсолютно истеричная информационная кампания антицерковных и либеральных сил, которые используют чрезмерное давление на эмоции, чтобы вызвать возмущение против Церкви и создать почву для распространения модернистских богословских идей.
В частности, с их стороны прозвучал упрек в том, что РПЦ (ну, и УПЦ соответственно) не закрыли храмы вообще, подвергнув тем самым своих клириков и паству опасности. Однако здесь нужно отметить, что в православном мире многие Поместные Церкви не прекратили богослужения. То есть решение РПЦ продолжать богослужения, опять же, не является чем-то исключительным.
В этом контексте, абсолютно странно выглядит аргумент диакона Александра Занемонца о том, что якобы «неправильные» решения РПЦ вызваны ее «самоизоляцией» от греческого мира. Мол, греки поступили правильно, а РПЦ не смогла последовать их примеру потому что находится с ними в конфронтации. И здесь мы видим пример манипуляции, потому что, во-первых, решение греческих Церквей было продиктовано скорее жестким принуждением властей, а не какими-то богословскими соображениями. А во-вторых, как мы уже отметили, не только РПЦ сохранила богослужебный процесс, но и другие Поместные Церкви. Поэтому, о какой «самоизоляции» идет речь?
К сожалению, либеральная критика абсолютно неконструктивна и преследует цель не завязать какую-то дискуссию, а нанести Церкви как можно больший имиджевый урон. В этом контексте не только «фундаменталистские группы» являются угрозой для Церкви, как пишут либеральные телеграм-каналы, но прежде всего обновленческие группы, которые пытаются расколоть Церковь и настроить остальное общество против нее при помощи манипуляций и фейков. Собственно говоря, эти обновленческие группы сами имеют признаки фундаментализма, в том смысле, что исключают всякую толерантность в отношении своих оппонентов.
Вопрос о возможности заражения через таинство Причастия
Одним из главных объектов насаждения модернистских идей стал вопрос о возможности заразиться через Причастие.
Отметим, что с самого начала и во время карантина ряд Поместных Церквей сделали заявления в защиту таинства Евхаристии. Среди них Элладская, Кипрская, Польская, Болгарская и другие Церкви. Поэтому утверждение, что тезис о невозможности заразиться через Причастие это удел маргинальных «ковид-диссидентов» и «ревнителей, возомнивших...» абсолютно ложен. Могут возразить, что эти заявления были сделаны в начале карантина, а сейчас они поменяли свое мнение. На это можно указать, что Элладская Церковь подтвердила свою позицию 1 апреля. А статья в защиту евхаристии на официальном сайте Болгарской Церкви вышла 10 апреля.
Что можно было бы действительно изменить, с учетом опыта карантина?
– закрыть крупные монастыри
Как показала практика, наиболее уязвимыми перед эпидемией стали именно монастыри. Это неудивительно, учитывая то, что монастыри фактически являются большими общежитиями. А еще это объекты для массированной информационной атаки, независимо от времени года, как говорится.
На будущее стоит разработать протокол реагирования на ситуацию эпидемии. В первую очередь в ситуации подобной нынешней необходимо закрывать крупные монастыри. В отличие от других украинских конфессий, в УПЦ действительно много монахов. Есть какая-то ирония в том, что для «ПЦУ» нынешняя ситуация оказалась едва ли не единственной, когда ее малочисленность сыграла позитивную для нее роль.
– лучше подготовиться к борьбе с фейками
Опять же, как показала практика, едва ли не больший урон Церкви нанесла не эпидемия коронавируса или неправильные решения, а инфодемия фейков и полуправды. В этом контексте, нужно перестать давать комментарии изданиям, которые отметились систематическим искажением информации о Церкви. А также усилить юридическую работу по привлечению разжигателей антицерковной вражды к ответственности.
– больше рассказывать о социальных проектах Церкви
Кроме этого, нужно больше освещать социальные проекты Церкви. Ведь это миллионы гривен помощи в разных формах от Церкви медикам, малообеспеченным, ветеранам, многодетным семьям, бездомным, больным и инвалидам. Именно Церковь в условиях острого дефицита индивидуальных средств защиты наладила производство масок, антисептиков и т.д. Именно Церковь передала десятки тысяч тестов для выявления вируса. Именно Церковь собрала сотни тысяч гривен на помощь медикам и приобретение дорогостоящего медицинского оборудования. К сожалению, критики Церкви не заметили масштабную благотворительность УПЦ и РПЦ, предпочитая действовать на уничтожение единственного в Украине социального института, который реально остается последним оплотом ее единства и здравого смысла.
Первое, что нужно отметить, что подобная ситуация для Церкви новая, по крайней мере за последние десятилетия ничего похожего не происходило. И для государства и для общества, и для Церкви, как его части, эпидемия (или ее угроза) оказалась неожиданным вызовом и не оставила много времени для подготовки решений.
Тем не менее, РПЦ и УПЦ были одними из первых в православном мире, кто сделал заявления о необходимости придерживаться предписаний органов здравоохранения и соблюдать все необходимые санитарно-профилактические меры. В РПЦ такое заявление прозвучало еще 11 марта, в УПЦ – 13 марта.
18 марта Синод УПЦ принял решение следовать предписаниям властей об ограничении количества присутствующих на богослужении (внутри храмов) до 10 человек.
Впоследствии священноначалие УПЦ неоднократно призывало следовать предписаниям властей, «не восставать против» карантина, «быть дисциплинированными», не заниматься «ложным геройством» и т.д. (Об антицерковных фейках мы скажем позже).
С другой стороны, УПЦ не стала запрещать участвовать в богослужениях на прихрамовой территории тем верующим, которые все-таки решил придти на праздники, при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм, установленных органами здравоохранения.
По болгарскому сценарию
Подчеркнем, так поступила не только УПЦ, но и Болгарская Церковь и Грузинская Церковь.
То есть, как минимум, такой сценарий не был чем-то из ряда вон выходящим и вполне вписывался в логику карантина.
Мотивация такого решения – комплексная. В Болгарии подобный шаг объяснили необходимостью дать верующим хоть какое-то утешение в условиях, когда огромное количество людей пребывает в состоянии отчаяния и депрессии. Премьер-министр Болгарии заявил, что даже в случае, если бы штаб по борьбе с эпидемией рекомендовал закрыть храмы, он не стал бы это делать. В Грузии священноначалие прямо назвало закрытие храмов «преступлением против Бога», а богослужения – необходимой частью жизни народа.
Если посмотреть на остальные Поместные Церкви, то для некоторых из них государство не оставило какого-то выбора вообще. Поэтому в каком-то смысле им не пришлось делать выбор между карантином и религиозными потребностями верующих. Но есть все основания считать, что они поступили бы по «болгарскому сценарию», будь у них такая возможность (учитывая возмущенные заявления греческих иерархов, которые посчитали меры греческого правительства чересчур жесткими).
Также отметим, что в Болгарии обязанность следить за соблюдением санитарных норм была возложена не на духовенство, а на правоохранительные органы. И это абсолютно логично. Именно полиция должна была модерировать ситуацию возле храмов, избегая как агрессии, так и простого пассивного наблюдения. На наш взгляд, это полностью исключило бы какие-либо нарушения.
Церковь под ударом фейкометов
Пожалуй, ни в одной православной стране мира нет такой токсичной среды для канонической Церкви, как в Украине. Кроме традиционного оппонента УПЦ в лице «ПЦУ», источником нападок выступили разного калибра «порохоботы», в том числе и те, кто сейчас находится при власти. Плюс нужно отметить, что в информационную волну «черного пиара» были вовлечены и российские церковные либералы вроде Андрея Кураева , Сергея Чапнина, а также ряда телеграм-каналов. По большому счету они стали частью медиа-пула, поддерживающего «ПЦУ», и регулярно ретранслируют их месседжи.
Пользуясь периодом эмоциональной нестабильности и впечатлительности людей в период карантина эти каналы развернули настоящую травлю Церкви, используя все возможные грязные приемы «черного пиара».
В первую очередь речь идет о распространении фейков. В том числе и со стороны Кураева и Чапнина.
Главными объектами фейков стали прежде всего Лавры УПЦ. Среди такого рода «грязной информации» можно отметить фейк о заражении молдавских паломников в Почаевской Лавре, одним из главных разгонщиков которого выступил Кураев. Телеграм-канал «Правблог» опроверг этот фейк, но такие люди, как Кураев, как показывает практика, крайне редко извиняются и не признают свои ошибки.
Впрочем, главным источником нападок на Церковь стал фейк о том, что наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел якобы призывал нарушать карантин. Он действительно выступил с призывом приходить в храмы, но это был еще 13 марта (а сам ролик возможно был записан еще раньше, когда карантина и в помине не было), а в Украине было зафиксировано всего несколько заболевших коронавирусом. На тот момент во всем православном мире ни одна Поместная Православная Церковь еще не отреагировала на угрозу эпидемии. Однако это не помешало СМИ с низкой социальной ответственностью использовать этот видеоролик в качестве доказательства «диверсионной деятельности» УПЦ.
Впоследствии СМИ, враждебно настроенные к УПЦ, пытались обвинить ее в том, что братия Киево-Печерского монастыря заразилась коронавирусом именно по причине несоблюдения карантина, хотя доказательств этому никаких нет. Строго говоря, источником заражения могло быть что и кто угодно. И случиться это могло независимо от того, насколько жесткими были меры карантина (например, в Коптской Церкви, несмотря на то, что она полностью закрыла храмы, все равно заболели несколько священнослужителей). К слову, Киево-Печерская Лавра ушла на карантин сразу же после обнаружения заболевших – 5 апреля.
Однако пропаганда свое дело сделала и в головы людей с интенсивностью отбойного молотка впечатали заголовки типа «коронавирус в Почаеве», «наплевали на карантин», «инфекционная бомба» и т.д.
И вот такое использование фейков и манипуляций, на наш взгляд, обесценивает всю критику в адрес Церкви со стороны либеральных (можно сказать жестче – либерал-фашистских) сил. Даже если какие-то отдельные их тезисы являются правильными и логичными.
Социальная психология или нарушения карантина не зависят от религиозной принадлежности
На наш взгляд, феномен «ковид-диссидентства» в равной мере относится ко всем социальным группам. В этом мы могли убедиться на примере заробитчан, которые отказывались проходить режим обсервации. В этом нет ничего удивительного. У каждого человека в определенных условиях срабатывает защитный механизм и возникает желание не подчиниться внешним запретам. И это не зависит от социальной, профессиональной или религиозной принадлежности. Это не проявление какого-то «фундаментализма», это общая черта человеческой психологии.
Действительно, на Пасху (и в период карантина вообще) были отдельные случаи нарушения карантинных норм, однако они были единичными. Кроме этого, нарушали все конфессии, и УГКЦ и «ПЦУ» в том числе. Однако ни одна из упомянутых конфессий не получила столько порций ненависти как УПЦ.
В итоге, главный санитарный врач Украины вынужден был признать, что никакой «вспышки» заболевания COVID-19 после празднования верующими Пасхи не произошло. Но осадок, как говорится, остался. И не только осадок, но и пепел сожженных храмов и монастырских построек, оставшийся после поджогов, совершенных под действием антицерковной пропаганды.
Борьба с «ковид-диссидентами» как предлог для разрушения традиций
Те, кто обвиняет во всех бедах «ревнителей», «магических фундаменталистов» и т.д. мешают в кучу совершенно разные группы людей.
Действительно, есть относительно небольшая группа верующих, которые не признают опасность распространения коронавируса вообще и считают допустимым нарушать ограничительные нормы во имя веры. С этой группой нужно проводить разъяснительную работу, но без агрессии и без обвинений в духе «вы все предатели и иуды».
Однако, кроме этой группы есть те, кто, принимая необходимость карантина, желает сохранить литургическую жизнь в том или ином виде, если это возможно. И как показали примеры Болгарии и Грузии – да, это возможно. Эта группа центристов, которые с одной стороны опираются на здравый смысл, а с другой – пытаются сохранить традиционное благочестие, без каких-то революций справа или слева. Без демонстративного нарушения карантина и без создания т.н. «онлайн-Церкви», введения «духовного причастия», исповеди по Скайпу и т.д.
К сожалению, есть и противоположная крайность в отношении «ковид-диссидентов» – абсолютно истеричная информационная кампания антицерковных и либеральных сил, которые используют чрезмерное давление на эмоции, чтобы вызвать возмущение против Церкви и создать почву для распространения модернистских богословских идей.
В частности, с их стороны прозвучал упрек в том, что РПЦ (ну, и УПЦ соответственно) не закрыли храмы вообще, подвергнув тем самым своих клириков и паству опасности. Однако здесь нужно отметить, что в православном мире многие Поместные Церкви не прекратили богослужения. То есть решение РПЦ продолжать богослужения, опять же, не является чем-то исключительным.
В этом контексте, абсолютно странно выглядит аргумент диакона Александра Занемонца о том, что якобы «неправильные» решения РПЦ вызваны ее «самоизоляцией» от греческого мира. Мол, греки поступили правильно, а РПЦ не смогла последовать их примеру потому что находится с ними в конфронтации. И здесь мы видим пример манипуляции, потому что, во-первых, решение греческих Церквей было продиктовано скорее жестким принуждением властей, а не какими-то богословскими соображениями. А во-вторых, как мы уже отметили, не только РПЦ сохранила богослужебный процесс, но и другие Поместные Церкви. Поэтому, о какой «самоизоляции» идет речь?
К сожалению, либеральная критика абсолютно неконструктивна и преследует цель не завязать какую-то дискуссию, а нанести Церкви как можно больший имиджевый урон. В этом контексте не только «фундаменталистские группы» являются угрозой для Церкви, как пишут либеральные телеграм-каналы, но прежде всего обновленческие группы, которые пытаются расколоть Церковь и настроить остальное общество против нее при помощи манипуляций и фейков. Собственно говоря, эти обновленческие группы сами имеют признаки фундаментализма, в том смысле, что исключают всякую толерантность в отношении своих оппонентов.
Вопрос о возможности заражения через таинство Причастия
Одним из главных объектов насаждения модернистских идей стал вопрос о возможности заразиться через Причастие.
Отметим, что с самого начала и во время карантина ряд Поместных Церквей сделали заявления в защиту таинства Евхаристии. Среди них Элладская, Кипрская, Польская, Болгарская и другие Церкви. Поэтому утверждение, что тезис о невозможности заразиться через Причастие это удел маргинальных «ковид-диссидентов» и «ревнителей, возомнивших...» абсолютно ложен. Могут возразить, что эти заявления были сделаны в начале карантина, а сейчас они поменяли свое мнение. На это можно указать, что Элладская Церковь подтвердила свою позицию 1 апреля. А статья в защиту евхаристии на официальном сайте Болгарской Церкви вышла 10 апреля.
Что можно было бы действительно изменить, с учетом опыта карантина?
– закрыть крупные монастыри
Как показала практика, наиболее уязвимыми перед эпидемией стали именно монастыри. Это неудивительно, учитывая то, что монастыри фактически являются большими общежитиями. А еще это объекты для массированной информационной атаки, независимо от времени года, как говорится.
На будущее стоит разработать протокол реагирования на ситуацию эпидемии. В первую очередь в ситуации подобной нынешней необходимо закрывать крупные монастыри. В отличие от других украинских конфессий, в УПЦ действительно много монахов. Есть какая-то ирония в том, что для «ПЦУ» нынешняя ситуация оказалась едва ли не единственной, когда ее малочисленность сыграла позитивную для нее роль.
– лучше подготовиться к борьбе с фейками
Опять же, как показала практика, едва ли не больший урон Церкви нанесла не эпидемия коронавируса или неправильные решения, а инфодемия фейков и полуправды. В этом контексте, нужно перестать давать комментарии изданиям, которые отметились систематическим искажением информации о Церкви. А также усилить юридическую работу по привлечению разжигателей антицерковной вражды к ответственности.
– больше рассказывать о социальных проектах Церкви
Кроме этого, нужно больше освещать социальные проекты Церкви. Ведь это миллионы гривен помощи в разных формах от Церкви медикам, малообеспеченным, ветеранам, многодетным семьям, бездомным, больным и инвалидам. Именно Церковь в условиях острого дефицита индивидуальных средств защиты наладила производство масок, антисептиков и т.д. Именно Церковь передала десятки тысяч тестов для выявления вируса. Именно Церковь собрала сотни тысяч гривен на помощь медикам и приобретение дорогостоящего медицинского оборудования. К сожалению, критики Церкви не заметили масштабную благотворительность УПЦ и РПЦ, предпочитая действовать на уничтожение единственного в Украине социального института, который реально остается последним оплотом ее единства и здравого смысла.
Василий Мирянин
Врач считает, что вирус в небольшой дозе может иметь эффект вакцины, а не вызывать болезни: «Если предположить, что нас ждут следующие волны, возможно, более агрессивны, чем эта, то еще вопрос, кто выиграет: тот, кто получил иммунитет сейчас, тот, кто впервые сконтактирует тогда? Тот, кто греется на солнце, копается в огороде или даже стоит под церковью и имеет моральное спокойствие? Тот, кто сидит в квартире, целый день слушает статистические ужасы и пьет корвалол?
ОтветитьУдалитьhttps://raskolam.net/спалахи-коронавірусу-не-від-походів/?fbclid=IwAR2iRVCdqWx47IW7jrUr0EIYcVVJnkhMKVV6L5_3qP2sLZk-pL9O4hech80&lang=ru